Внедрение программы "Открытия"

http://dou14ugansk.ru/admin/cms#

​  Аннотация примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Открытия», ориентированной на ребенка   

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Открытия», ориентированная на ребенка, под редакцией Е.Г.Юдиной –инновационный образовательный программный документ для дошкольных учреждений, подготовленный с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Программа «Открытия» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для формирования основных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях .

Согласно ФГОС ДО, основная образовательная программа в дошкольной образовательной организации направлена на «создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих

способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (ФГОС ДО, п. 2.4.).

Примерная программа «Открытия» нацелена на то, чтобы ребенок на этапе завершения дошкольного образования оказался способен:

–принимать перемены и вызывать их;

–критически мыслить;

– осуществлять самостоятельный и осознанный выбор;

–ставить и решать проблемы;

–обладать творческими способностями;

–проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность;

–заботиться о себе, других людях, обществе, стране, окружающей среде;

–работать в команде.

Основными принципами реализации программы являются:

– принцип позитивной социализации ребенка, который предполагает сотрудничество и со-действия ребенка с близкими взрослыми и сверстниками, уважение и поддержку личности маленького человека,

– принцип личностно – ориентированного подхода, который осуществляется с опорой на сильные стороны ребенка и предоставляет ему широкие возможности для выбора разных видов деятельности; активного, осмысленного познания мира посредством игры и других, адекватных возрасту форм и методов; развития детской инициативы, самостоятельности,

 ответственности и личностной активности;

–принцип индивидуализации, осуществляемый через постоянное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его деятельности и создание индивидуальных планов развития.

Программа «Открытия» предлагает следующие образовательные технологии, обеспечивающие процесс социализации, индивидуализации обучения и формирование компетентностей воспитанников:

– создание центров активности; продуманная развивающая образовательная среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества. Все пространство группы поделено на Центры активности, количество и направленность которых зависят от возрастной группы. Например, Центр песка и воды, Центр настольных игр и математики, Центр

изобразительного творчества, Центр кулинарии. Педагоги стремятся особым образом организовать развивающую среду в группе, наполнить каждый центр активности такими материалами, которые будут стимулировать активность детей и побуждать их к творчеству. Игровые центры становятся в некотором смысле экспериментальными лабораториями: детям могут

брать любые материалы, размещенные в открытых контейнерах, и использовать их в соответствии со своими целями. Педагоги выступают лишь в роли помощников ребенка.

– создание условий для осознанного и ответственного выбора; ребенок становится активным участником образовательного процесса, поэтому он имеет возможность делать выбор (выбор видов деятельности, партнеров, материалов и др.); Каждое утро дети, придя в детский сад, имеют право сами выбрать, где, с кем и чем они хотели бы заниматься. Групповой сбор —

один из любимых “ритуалов”, принятых в программе. В это время дети сидят в кругу на ковре и обсуждают самые важные для них проблемы. Затем педагог сообщает, презентует им новые материалы в Центрах активности, и они выбирают себе занятие по интересам. Возможность ежедневной тренировки этого навыка способствует воспитанию самостоятельности,

 самоконтроля и ответственности, учит детей планировать свою деятельность, что, в свою очередь, пригодится им во взрослой жизни.

–построение индивидуальных образовательных траекторий в программе «Открытия» обеспечивается созданием условий для каждого ребенка в соответствии с его возможностями, интересами и потребностями; в целях реализации принципа индивидуализации используется уникальная технология наблюдения и планирования. За каждым ребенком ведется

целенаправленное наблюдение всеми взрослыми, которые с ним работают, причем — с обязательной письменной фиксацией. На основе этих наблюдений педагоги, учитывая сильные и слабые стороны ребенка, составляют индивидуальную программу развития каждого своего воспитанника, ставят ближайшие и долгосрочные цели работы с ним. Затем составляется

“Карта группы” на текущий месяц, в которой, учитывая потребности каждого ребенка, воспитатели планируют индивидуальные занятия и занятия с малыми группами детей, имеющих сходные проблемы. Фронтальные занятия не проводятся.

– технология проектно – тематического обучения стержнем, которой является самостоятельная деятельность воспитанников – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой они познают окружающий мир и воплощают новые знания в реальные продукты. Такое обучение подразумевает объединение различных образовательных областей с

помощью какой-либо интересной идеи. Проектно-тематическое обучение ориентировано на всеобъемлющее развитие, а не на концентрацию изолированных областей знания. Оно задает такую организацию образовательного процесса, при которой дети могут увидеть связи между различными предметами, а также отношения изучаемых предметов и реальной

жизни в процессе погружения в темы познавательного характера. Изучаемые темы в программе – это ограниченная область знаний, выделяемая на основе наблюдения познавательных потребностей и интересов детей и реализуемая в проектах.

–вовлечение семьи в образование ребенка, построение партнерских отношений педагогов с семьями детей, где родители равноправные и равно ответственные партнеры воспитателей, принимающие решения во всех вопросах развития и образования детей. Реализация групповых и межсемейных проектов, проведение семейных гостиных, тренингов, семинаров,

 конференций, праздников, клубов, неформальных встреч – способствует рождению сплоченного коллектива педагогов и воспитанников и родителей.

Работа по программе – это коллективная деятельность, поэтому в тех дошкольных образовательных учреждениях, где она внедряется, создается сплоченная группа единомышленников, команда людей, которые стремятся к одной цели: помочь детям.